Синхронное озвучивание кинофильма с применением черновой фонограммы
- Технология озвучивания кино готовой фонограммой
Если одновременно со съемкой фильма вести на магнитофоне запись звука, то впоследствии, при озвучании, пользуясь этими фонограммами, можно создать звуковой фильм, в котором действующие лица будут говорить и артикуляция их губ будет точно совпадать с произносимыми словами.
Одним из непременных условий в этой работе является наличие тщательно разработанного съемочного плана. Второе условие - это строжайшая систематизация отснятого материала и произведенных одновременно со съемкой магнитофонных записей.
Как уже указывалось, помимо съемочного плана необходим строжайший учет проведенных съемок и магнитофонных записей. Практически в этом отношении поступают следующим образом.
Допустим, идет съемка какого-то очередного кадра. Началом съемки является предварительная команда - "Приготовились". По этой команде все участники съемки занимают свои места. Когда актеры, оператор и звукооператор приготовились к съемке, подается команда "Начали". По этой команде звукооператор включает магнитофон, а оператор производит съемку паспорта кадра (черная фанерная дощечка, на которой мелом записаны номер кадра, номер варианта) и громко зачитывает ее содержание. Далее подается следующая команда: "Камера", - по которой актеры начинают игру, оператор съемку, а звукооператор запись фонограммы. По команде "Стоп" съемка и запись прекращаются. Полученная при такой записи магнитная фонограмма - это как бы черновик будущей фотограммы фильма.
Запись окончательной фонограммы ведут следующим образом.
Когда фильм полностью отснят, смонтирован и расчленен на ряд кольцовок, начинается озвучание. Кольцовки в определенной последовательности проецируют на экран, а звучание соответствующих им фонограмм одновременно прослушивается через наушники актерами-исполнителями ролей данных кадров.
Исполнители, слыша звучание черновой фонограммы, вспоминают и произносят и микрофон все то реплики, которые произносились ими при съемке, стараясь, чтобы движение губ, характер голоса (шепот, крик и т. д.) соответствовали изображаемой сцене.
Полная синхронность звука и изображения, когда звук речи в точности совпадает с артикуляцией говорящего, необходима только в том случае, если действующее лицо снято крупным планом. В общих планах допускаются довольно значительные отклонения от синхронизации, так как на общих планах артикуляция актеров отчетливо не видна.
При записи черновой фонограммы большое значение имеет положение микрофона но отношению к исполнителю. Микрофон нужно располагать как можно ближе к актеру, по в то же время не допускать, чтобы микрофон попадал в кадр.
Очень часто прибегают к маскировке микрофона предметами декорации, находящимися в кадре.
Если снимается сцена, в которой действующие лица быстро перемещаются в кадре, надо позаботиться и о соответствующем быстром перемещении микрофона в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Это облегчается приспособлением, известным под названием "журавль" или "удочка". Передвигать микрофон нужно плавно, так как резкие движения создают шум и ухудшают качество записи.
Большое значение для качества записи имеет состояние и обращение с соединительными микрофонными кабелями. От этого зависит отсутствие в фонограмме неприятных тресков и шумов.
Особенно сложны звуковые сцены, где необходимо в соответствии с замыслом и содержанием кадра постепенно вводить в фонограмму различные шумы, повышать и понижать уровень звучания музыки или выделять те пли иные реплики актеров. Для этой цели используют микшер.
Иногда при
озвучании
любительского кинофильма прибегают к специальным приемам записи звука, дающим своеобразные выразительные средства. Если обычную фонограмму воспроизводить с большей скоростью, чем делается запись, скажем в три раза, то записанная речь будет воспроизведена скороговоркой в недоступном человеку темпе и тембре.
Если пустить фонограмму медленнее нормального, то речь будет замедленной, протяжной, как будто говорящий с большим напряжением выговаривает каждое слово. Увеличить скорость хода ленты в магнитофоне можно, надевая на ведущий вал электродвигателя отрезок резиновой трубочки. Скорость протяжения лепты увеличивается пропорционально увеличению диаметра вала.
Если две одинаковые фонограммы воспроизвести с некоторым смещением по отношению друг к другу, то при этом один и тот же звук будет повторяться, т. е. создается эффект эха.
Следует заметить, что все эти звуковые возможности должны применяться в меру и к месту. Только в таком случае эти приемы смогут принести творческую удачу.
Озвученный магнитным методом фильм сразу же без какой бы то ни было обработки готов к проекции.
Техника проекции фильма с магнитной фонограммой должна гарантировать фонограмму фильма от случайного стирания - размагничивания.
Поэтому, работая с аппаратурой, конструкция которой рассчитана как на запись, так и на воспроизведение звука, строго следите за положением переключателя рода работ, чтобы в процессе проекции ошибочно не перевести его в положение стирания фонограммы. Для устранения этой опасности небесполезно с переключателем рода работ усилителя магнитного звукоблока связать световую сигнализацию, показывающую, на каком режиме (записи или воспроизведения) работает аппарат.
Москва, 1960 год.
|