- Каким образом происходило наложение звука на кинопленки?
Технологии наложения звука на кинопленку
Производство звуковых кинофильмов представляет собой очень сложный технологический процесс, состоящий из ряда операций.
В настоящее время для производства звуковых фильмов применяются как оптическая, так и магнитная звукозапись; последняя, как правило, - только на промежуточных стадиях технологического процесса. 35- и 16-мм фильмокопии, предназначенные для массового проката, имеют фотографическую фонограмму. В широкоэкранном и панорамном кино кинофильмы имеют магнитные фонограммы.
Процесс фотографической записи звука насчитывает более десяти операций. Первая операция состоит в записи звука на отдельную кинопленку, которая производится одновременно с киносъемкой или независимо от съемки. Кинопленка, на которую был записан звук, подвергается фотохимической лабораторной обработке (проявлению, фиксированию, промывке и сушке), в результате чего получается негатив первичной фонограммы.
Фонограмма звукового кинофильма помимо речи включает также музыку, различные шумы и т. д. Музыкальное сопровождение и шумы записываются отдельно от речи.
Фонограммы, записанные на различных кинопленках, должны быть перезаписаны на одну пленку. В результате перезаписи получается негатив фонограммы, с которого печатается позитив для перезаписи.
В этой стадии звуковое сопровождение, записанное первоначально на различных пленках, получается совмещенным на одной пленке, но все еще отдельным от изображения.
После этого наступает процесс совмещения фонограммы с изображением, так называемая печать массовых копий. Заключительную операцию составляет лабораторная обработка массовых фильмокопии.
С применением магнитной записи звука при озвучании кинофильма количество операций сокращается вдвое. При этом первичные фонограммы (речи, музыки, шумов) записываются раздельно, а затем перезаписываются на ферромагнитную ленту. Полученную магнитную фонограмму перезаписывают оптическим методом на негативную кинопленку и после фотографической обработки получают негатив фонограммы. Затем производят совмещенную печать изображения и фонограммы массовой копии.
Таким образом, применение магнитного метода звукозаписи на промежуточных стадиях производства звукового фильма значительно сокращает количество фотохимических операций и упрощает весь процесс.
Магнитная запись в озвучивании кинофильма имеет ряд преимуществ перед фотографической:
качество звука, записанного магнитным методом, выше, чем качество оптической звукозаписи;
магнитная запись дает возможность немедленно прослушать произведенную запись;
в магнитной записи исключаются промежуточные процессы обработки фонограммы перед ее воспроизведением;
магнитная запись характеризуется значительной экономией материалов, сравнительно невысокой стоимостью ферромагнитной ленты и возможностью использовать ее несколько раз;
в магнитной звукозаписи отсутствуют процессы печати фонограммы, вносящие искажения;
магнитная фонограмма сохраняет качество звучания после значительно большего количества воспроизведения, чем фотографическая фонограмма;
После ознакомления с технологией оптической и магнитной звукозаписи ясно, что для озвучания любительского кинофильма оптическая звукозапись но может быть использована из-за сложности технологии и недоступности оборудования. Магнитный способ озвучания, напротив, доступен кинолюбителю и обеспечивает возможность озвучания кинофильма как на 16-мм , так и на 8-мм пленке. При этом озвучить можно не только находящийся в производстве, но и ужо законченный кинофильм.
Вопросы применения магнитной звукозаписи в любительском кино начали серьезно разрабатываться в начале 50-х годов 20 века.
За границей некоторые фирмы выпустили узкопленочные кинопроекторы, оборудованные системой записи и воспроизведения звука с ферромагнитной дорожки, наносимой непосредственно па кинофильм. При этом технология полива ферролака на кинопленку оставалась и остается достоянием фирм и не известна кинолюбителю. Другой путь составила разработка различных способов синхронизации изображения и звука, записанного отдельно от изображения на магнитофонную ленту.
Вопросы озвучания любительского кинофильма заинтересовали и простых кинолюбителей.
Московские кинолюбители стали озвучивать свои кинофильмы разнообразными методами. Л. Усачев ведет работы по синхронизации 8-мм кинопроектора с магнитофоном механическими и электромеханическими способами. В. Баташов, добиваясь синхронизации хода кинофильма и ферромагнитной ленты, объединил общим валом электродвигатели кинопроектора и магнитофона.
Кинолюбитель Л. Неронскнй разработал весьма совершенную и законченную конструкцию синхронизации магнитофона с кинопроектором, применив электронный синхронизатор.
Применяется и система озвучания, основанная на нанесении ферромагнитной дорожки непосредственно на кинофильм.
Н. Классов в 1950 г. предложил резать ферромагнитную ленту на полосы и наклеивать их на 16-мм кинопленку.
В 1953-1955 годах в Московском государственном университете А. Куракиным, С. Жуковским и В. Глуховым был осуществлен полив ферромагнитного лака, доступный для применения самими кинолюбителями, и предложено несколько конструкций магнитной приставки к звуковому кинопроектору "Украина", обеспечивающих запись и воспроизведение звука.
Кинолюбитель Д. Глаголев с научным сотрудником НИКФИ С. Кариниди установил на кинопроекторе "Украина" специальную магнитную головку, разработанную ВНАИЗом (ныне ВНИИТР), приспособив ее не только для воспроизведения, но и для записи звука.
Все эти работы привели к тому, что в настоящее время самостоятельное озвучание кинофильмов с использованием различных способов магнитной звукозаписи и синхронизации звука с изображением стало доступным каждому кинолюбителю.
Фонограмму звукового сопровождения любительского кинофильма можно получить на ферромагнитной ленте при помощи магнитофона любого типа. Выпускаемые советской промышленностью любительские магнитофоны с успехом использовались для этой цели