Опытные кинолюбители знают, что в пленках с разными номерами эмульсии могут быть различия, в светочувствительности и контрасте. Поэтому рекомендуется проводить испытания экспонометра и кинопленки.
Точно так же и разные экспонометры реагируют на те же теговые условия не совсем одинаково (это относится и к экспонометрам, встроенным в кинокамеры). Поэтому следует познакомиться с особенностями своего экспонометра, а заодно и кинопленки (разумеется, вся партия пленки должна быть одного номера эмульсии).
в сумерки.
В каждом из указанных пяти условий освещения объект снимают с тремя разными диафрагмами: 1) с той, какую показал экспонометр; 2) на одну ступень выше и 3) на одну ступень ниже.
Каждый кадр снимают 4-5 с. Условия съемки и величину диафрагмы нужно записать, чтобы после проекции испытательной пленки можно было определить, какая диафрагма оказалась оптимальной при данных световых условиях.
Внимательный анализ даст ценную информацию и о пленке и о чувствительности вашего экспонометра.
Можно добавить, что нелишним будет провести съемку еще и при шестом типе освещения - в помещении, с электроподсветкой. И также с тремя вариантами диафрагмы. Тогда вы будете готовы к съемкам при любом освещении.
Закрепим камеру на штативе и направим ее на матовую полусферу плафона лампы в 40 или 60 Вт. Пригоден, например, матовый сферический плафон, какие обычно бывают и ванных комнатах. Фон за лампой лучше всего черный, матовый. Он может быть и окрашенным в какой-то темный цвет, но обязательно краска не должна быть блестящей.
Расстояние между кинокамерой и лампой - 1,5 м. Поле видоискателя мысленно разделим на девять частей (рисунок). Источник света возьмем в кадр, постепенно переводя его из одной клетки в другую.
Теория проверки экспозиции автоматики
Светоприемник автоматики экспонирования системы ТТЛ считывает показания с кинокадра не равномерно со всей его поверхности. Вот почему полезно знать, какую именно часть кадра замеряет светоприемник экспонометра. А для этого нужно проделать несложное испытание.
Если бы экспонометрическое устройство кинокамеры измеряло все поле кадра равномерно, то в какой бы клетке ни находилась лампочка, показания диафрагмы были бы одинаковы. Однако на практике так не бывает, а предлагаемое испытание не только покажет это, но и поможет установить, какая часть кадра имеет наибольшее влияние на измерение экспозиции именно в вашей кинокамере.
Если лампочка создает в визире заметные повторные изображения (рефлексы), лучше использовать вместо лампы кружок белой бумаги, который освещают со стороны. Сам источник света должен быть заслонен от объектива кинокамеры.
Величины диафрагмы, которые отрабатывает автоматика в каждой из девяти клеток, запишем.
Если камера снабжена трансфокатором, все измерения производим при нескольких различных фокусных расстояниях, например в двух крайних и в среднем положении трансфокации. При испытании длиннофокусной части трансфокатора камеру придется отодвинул" от лампы на 3 м.
При измерениях и оценке не имеет значения, на какую чувствительность была установлена АЭ.
Любопытно, что в результате подобных испытаний, проведенных чехословацкими инженерами, из пяти киносъемочных камер различных фирм наилучшие результаты показали две камеры: австрийская "Eumig-mini-5" и советская "Кварц 1x8 С-2".
Начертите таблицу из девяти клеток и поставьте в каждую клетку значение диафрагмы, отработанное автоматикой. Эта таблица даст наглядное представление, как будет реагировать автоматика на различное размещение в кадре источника большой яркости. Например, более низкие величины диафрагмы. в верхнем горизонтальном ряду подскажут, что АЭ не прикроет диафрагму, когда в верхнюю часть попадет полоска неба. Если яркость неба очень велика (вблизи солнца), то диафрагма частично прикроется.
И наоборот, - низкие величины диафрагмы в нижнем ряду предупреждают, что при съемке пейзажа, в котором значительную часть занимает небо, оно будет передержано. Поэтому перед съемкой придется корректировать диафрагму.
А вот зимние сцены с заснеженным передним планом будут экспонированы оптимально. Но если заснеженный пейзаж займет 2/3 изображения, т. е. попадет на среднюю часть кадра, где обычно светоприемник реагирует особенно сильно, туг без коррекции не обойтись - придется приоткрыть диафрагму по крайней мере на одно деление.
Клетки таблицы, где записаны диафрагмы с большим числовым выражением, показывают, что, если в это место попадет источник яркого света, диафрагма будет прикрыта.
Низкие величины диафрагм в вертикальном левом и правом столбцах позволяют заключить, что, например, белое платье девушки, стоящей между двумя фигурами в темных костюмах, не вызовет недодержки в кадре.
Полученные результаты могут быть руководством для точной установки диафрагмы при съемке игровых лент, мультипликаций и документальных фильмов, когда есть возможность тщательной проверки яркости объекта.
Даже при репортажной съемке знание особенностей АЭ вашей камеры поможет (при некотором навыке) вносить нужные коррективы на влияние неба, снега, мокрого асфальта и г. д. и получать оптимальную экспозицию.
Заполненная вами табличка подскажет, при каком изображении можно полностью довериться автоматике, а когда следует внести небольшую коррекцию или совсем выключить автоматику и установить диафрагму вручную. Эта табличка наглядно покажет еще одну важную особенность экспонометрической автоматики, которую мы продемонстрируем на таблице, составленной во время испытаний кинокамеры "Кварц 1 х 8 С-2" по трем фокусным расстояниям трансфокатора.
Нетрудно заметить, что самые большие числовые значения диафрагм находятся в средних вертикальных столбиках, а самые малые -в двух боковых. Особенно наглядно это видно для F=25 мм. Такое соотношение позволяет сделать важный вывод: автоматика экспозиции отрегулирована на 2/3 света и 1/3 теней, т. е. в отношении 2:1. Пропорция эта выбрана конструкторами не случайно - она отвечает примерно 75% всех снимаемых сцен.