Паралакс кинокамеры
- На многих кинопленках изображение обрезано по головам. Почему так снято или оцифрованно?
Наверное, у всех раньше была дешёвая плёночная “мыльница”, массово завозимая в нашу страну в 1990-х годах прошлого века. Если у вас её не было, она точно имелась у друзей, родителей, бабушек/дедушек. Вот именно в таких “мыльницах” параллакс был наиболее выражен - когда в “глазок” было видно одно, а на плёнке получается съехавший оттиск. Правда, при съемке объектов, находящихся далеко от объектива, съезжание изображение было выражено меньше. А вот при съемке портретов или близко расположенных объектов приходилось подстраиваться – на сколько нужно сдвигать изображение, отображаемое в видоискателе, чтобы получить желаемый результат.
Сдвиг изображения зависит не от каких либо сторонних факторов, а от особенностей расположения видоискателя в каждой конкретной модели фотоаппарата. Если "видоискатель" находился слева от объектива, то смещение было горизонтальное... Если "видоискатель" был над объективом - смещение картинки было вертикальное. Если видоискатель, располагался по диагонали относительно объектива, – у них картинка смещалась в обеих плоскостях..
Как видно, картинка, которую видно через глазок видоскателя, отличается от той, которую может захватить объектив. Границы кадра не совпадают с увиденным глазом изображением, и это следует учитывать при построении композиции и кадрировании снимка. Как уже говорилось - на больших дистанциях эти несовпадения становятся минимальные.
Современные видеокамеры всё меньше подвержены такому явлению, как эффект параллакса в оптических видоискателях. Но ещё пару десятилетий назад даже самые профессиональные фотоаппараты страдали от этого явления.
Что такое эффект параллакса?
В простеньких кинокамерах, оснащённых оптическим видоискателем, эффект параллакса зачастую никак не исправлялся. Лишь некоторые модели получали в видоискателях обозначение зон, которые входят в поле кадра. Более сложные профессиональные фотокамеры, имеющие в своём арсенале механизм наводки на резкость, оснащались в дополнение к нему механизмом компенсации параллакса. При этом видоискатель наклонялся таким образом, чтобы его оптическая ось соответствовала оптической оси объектива в зависимости от выставленного фокусного расстояния.
Поэтому при съёмке близких предметов кинокамерой с телескопическим визиром необходимо было делать поправку на параллакс. Телескопическими визирами оснащались простые 8-мм кинокамеры типа «Кварц-2», «Экран».
Но и здесь не обошлось без проблем. Угол, под которым кинооператор видел кадр, не совпадал с углом зрения объектива. В итоге снимали, например, портрет, но вот фон может немного поехать из-за искажений угла зрения.
С появлением зеркальных фотоаппаратов эта проблема постепенно сошла на “нет”. Но если вдруг вы – счастливый обладатель старых советских тёплых ламповых фотокамер типа “Киев-4” или “ФЭД”, стоит обратить внимание на данный эффект и скорректировать режимы съемки в соответствии с ним.
Термин «эффект параллакса» применим к видоискателю незеркальной камеры. Видоискатель такой камеры видит сцену и объект съемки иначе, чем объектив, который находится в нескольких сантиметрах от него. Таким образом, границы кадра не совпадают с тем, что видел оператор через объектив, а значит, глядя в видоискатель такой камеры, владелец должен учитывать, что границы снятого сюжета будут несколько другими.
С выходом в свет зеркальных фотокамер удалось устранить вредительский эффект. Ведь у них уже совершенно по-другому построена система отображения изображения – поле зрения видоискателей возросло до 70-100% от общего поля кадра, а саму картинку глаз получает не через отдельно установленный видоискатель, а непосредственно через объектив и полупрозрачное зеркало, отражающее картинку через пентапризму (пентазеркало) в видоискатель. А современные электронные видоискатели, получающие изображение напрямую с матрицы фотокамеры и устанавливаемые на популярной сейчас категории беззеркалок, и вовсе заставили забыть нас о таком явлении, как эффект параллакса.
|